Кинохроника: Пьер Огюст Ренуар


Возможно вы больше никогда не будете смотреть на работы Пьера-Огюста Ренуара как прежде после этого трехминутного фильма. В нем показаны не его работы, а непосредственно сам художник, страдавший от сильнейшего артрита последние 30 лет своей жизни. Ренуар работал при постоянной боли до самой своей смерти.
На этом редком видео сделанном в 1915 году 74-летний мастер сидит перед мольбертом и наносит мазки на холст в то время как его младший (14 лет) сын Клод находится рядом с ним, занимаясь палитрой и помещая кисти в перманентно сжатые кисти отца. К тому времени как был снят этот фильм Ренуар уже не мог ходить даже с костылями. Он полностю зависил от окружающих, перемещавших его в инвалидном кресле. Ассистенты должны были передвигать большие холсты на специально сконструированном мольберте, так чтобы неподвижно сидящий художник мог добраться до разных его областей. Были и периоды когда боль была настолько ужасной что полностю парализовывала мастера. В книге "Ренуар, мой отец" известный сын художника Жан описывает тот шок который вызывали его искривленные и потерявшие форму кисти у тех людей, которые знали Ренуара только по его прекрасным работам:

Quote
Его руки были ужасно искривлены. Ревматизм сделал суставы неподвижными и пальцы были скручены внутрь к ладоням. Неподготовленные гости не могли оторвать взгляда от этих ужасных деформаций. И посколько об этом нельзя было говорить открыто их реакция чаще всего была вроде "Это невероятно! Как этими руками можно рисовать такие прекрасные картины. Это просто чудо."


Снимал Ренуара 30-летний Саша Гитри (Sacha Guitry), который появляется в середине видео, присаживаясь рядом с художником и начиная разговор с ним. Гитри был сыном известного актера и театрального режиссера Люсьена Гитрии но достиг в итоге даже большей чем он славы в качестве режиссера, актера и сценариста. Когда группа немецких интеллектуалов выпустила свой манифест совпавший с началом Первой Мировой войны, где в числе прочего утверждалось превосходство немецкой культуры, Гитри был в ярости. В качестве акта патриотизма он решил сделать фильм о великих французских людях искусства, который должен был называться "Наши" (“Those of Our Land”). Гитри и Ренуар были друзьями, так что когда проект был запущен режиссер первым делом направился домой к другу-художнику. Встреча произошла вскоре после 15 июня 1915 года когда умерла жена Ренуара Алин. В книге Sacha Guitry: The Last Boulevardier писатель James Harding описывает сцену:

Quote
Время было выбрано неудачно. Это был день похорон жены Ренуара. Саша подошел к старику который сидел скрюченный в инвалидном кресле и мягко произнес: "Должно быть это очень больно Монсеньор Ренуар. Примите мои глубочайшие соболезнования". "Больно?" - ответил тот, приподнимая свои измученные конечности - "Болят мои ноги!". Затем они вместе придвинули его к канвасу, после чего Саша наблюдал из-за плеча художника как тот тыкал в картину кистью прикрепленной к его руке, которая рождала красоту на глазах, но была иссушена как птичий коготь. Льстивое замечание о том что его снимают для потомков совсем не произвело впечатление на Ренуара, который будучи награжден Орденом Почетного Легиона произнес в свое время: "Как я могу носить орден если я даже никогда не надевал воротник?"


Ренуар умер через 4 года после съемки 3 декабря 1919. Он прожил достаточно чтобы увидеть несколько своих картин выставленных в Лувре. Когда молодой Анри Матисс спросил страдающего невыносимыми болями старика почему он продолжает рисовать, Ренуар ответил: "Боль проходит - красота остаётся."
Просмотров: 3218 | Добавил: Alexander | Теги: Кино, франция, История, художники, искусство, Архив, ренуар
Всего комментариев: 0
avatar